Мировая и российская экономика еще не показывают должной стабильности, но, не смотря на это, многие услуги по-прежнему востребованы, пусть и в меньших объемах. Например, перевозки в условиях кризиса хоть и упали в объемах и количестве, но не исчезли совсем с рынка и обрели некоторые специфические черты, которые рассмотрим несколько детальней.
В-первую очередь сократился объем перевозимых грузов, а значит, перевозки в условиях кризиса изменили свои качественные показатели по видам транспорта в пользу малотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей. В то же время в сфере дальних перевозок большегрузные фуры заняли лидирующие позиции, полностью сместив с этого сектора грузовики средней грузоподъемности.
Во-вторых, произошло значительное сокращение транспортных компаний, для которых перевозки в условиях кризиса стали убыточными и они смогли удержаться на плаву. Как отмечает большинство экспертов исчезли именно те компании, которые вели не совсем честную игру – значительно занижали тарифы на перевозку, а также оказывали услуги низкого качества, не имели собственного автопарка. Впрочем, ушли с рынка и некоторые компании, предлагающие услуги специализированной техники. Однако, сильные игроки, имеющий широкий автопарк, а также компании, которые вовремя расширили ассортимент оказываемых услуг остались в сфере транспортных перевозок.
В-третьих, для того чтоб перевозки в условиях кризиса транспортные компании были вынуждены расширить спектр оказываемых услуг, в том числе сопутствующих перевозкам. В результате транспортные компании значительно повысили свою конкурентоспособность за счет улучшения качества услуг, а потребители получили возможность заказать полный комплекс услуг в одном месте и по приемлемой стоимости.
В-четвертых, одним из самых негативных последствий экономического кризиса стало приостановление обновления автомобильного парка, в практически всех транспортных компаний. Даже лидеры отрасли не могут себе позволить провести замену всего подвижного состава, который морально и физически устарел, либо сильно изношен от активного использования в российских условиях. И даже те перевозчики, что проводят обновление подвижного состава, производят его за счет приобретения техники бывшей в употреблении, что не всегда дает положительный экономический результат.
В-пятых, нестабильная экономическая ситуация также привела к тому, что остановился процесс развития транспортно-логистической инфраструктуры. Многие проекты приостановлены на неопределенный срок, а многие просто отменены.
Таким образом, российские перевозки в условиях кризиса выстояли, но при этом процесс их развития значительно приостановился. Отрасль оказалась отброшена на несколько лет назад, но в то же время произошло некое очищение рынка от недобросовестных транспортников, что, в некоторой степени, должно положительно сказаться на дальнейшем прогрессе в отрасли.