Не смотря на рискованность перевозки любого груза, крайне мало грузовладельцев и грузоперевозчиков обращаются к услугам страховых компаний. В большинстве своем проблемы страхования перевозок уходят своими корнями в слабо развитую еще в нашей стране культуру страхования. К примеру, большинство перевозчиков надеется на «авось» и предпочитает не страховать свою ответственность. Грузовладельцы в свою очередь надеются на нормы действующего законодательства, которые предусматривают ответственность перевозчика в случае утери или повреждения груза. Правда, многоие из них забывают, что при этом необходимо доказать вину перевозчика, а сделать это иногда довольно проблематично. Тем временем страховка является эффективным инструментом минимизации рисков утери груза, а также средством покрытия ущерба при возникновении каких-либо неприятностей в процессе перевозки. Таким образом, проблемы страхования перевозок выходят далеко за пределы только отношений между грузоотправителем и перевозчиком.
Однако, не смотря на слабый интерес к страхованию, рынок страхования груза и грузоперевозок насыщен всевозможными предложениями. Здесь можно найти различные виды страховок, которые покрывают ущерб и перевозчика, и грузовладельца в различных ситуациях. Эксперты отмечают, что в начале «нулевых» интерес к страхованию грузоперевозок заметно вырос, но мировой финансовый кризис значительно сократил число перевозчиков, а из тех, кто остался многие отказались от страхования груза. Такая же картина наблюдалась и среди грузовладельцев, в том числе и крупных. В последнее время к страховщикам вновь потянулись и транспортные компании, и их клиенты. Однако, далеко не все проблемы страхования перевозок решены, в том числе и некоторое оживление в этой сфере всё же не носит пока массовый характер.
Заметим, что некоторые транспортные компании стали включать в свои договора пункт об обязательной страховке груза отправителем, в противном случае перевозчик может отказаться от перевозки. Кстати, на водном транспорте требование о страховании груза носит общеобязательный характер. Вполне возможно, что скоро такие требования появятся и на железнодорожном транспорте. Отметим, что законодательное регулирование проблемы страхования перевозок в настоящий момент является самым действенным рычагом воздействия на всех участников процесса грузоперевозок. К примеру, введение обязательного страхования ответственности экспедитора, свело развитие конфликтных ситуаций с ними к минимуму. Но полное решение проблемы страхования перевозок возможно только тогда, когда все игроки рынка грузоперевозок осознают необходимость и важность для себя страховки. Только в этом случае российская сфера перевозок груза будет соответствовать международным стандартам, и наши транспортные компании смогут в полной мере выйти на мировой рынок, а мировые перевозчики перестанут поднимать тарифы для российских грузоотправителей.